Основные понятия языков программирования
Языки программирования – это формальные искусственные языки. Как и естественные языки, они имеют алфавит, словарный запас, грамматику и синтаксис, а также семантику.
Алфавит – разрешенный к использованию набор символов, с помощью которого могут быть образованы слова и величины данного языка.
Синтаксис – система правил, определяющих допустимые конструкции языка программирования из букв алфавита.
Семантика – система правил однозначного толкования каждой языковой конструкции, позволяющих производить процесс обработки данных.
Взаимодействие синтаксических и семантических правил определяет основные понятия языка, такие как операторы, идентификаторы, константы, переменные, функции, процедуры и т.д.
Языки программирования, ориентированные на команды процессора и учитывающие его особенности, называют языками низкого уровня. «Низкий уровень» не означает неразвитый, имеется ввиду, что операторы этого языка близки к машинному коду и ориентированы на конкретные команды процессора.
Языком самого низкого уровня является ассемблер.
С помощью языков низкого уровня создаются компактные оптимальные программы. При этом требуется хорошо понимать устройство компьютера, а использование такой программы на компьютере с процессором другого типа невозможно. Такие языки программирования используются для написания небольших системных приложений, драйверов устройств, модулей стыковки с нестандартным оборудованием.
Языки программирования, имитирующие естественные, обладающие укрупненными командами, ориентированные на человека, называют языками высокого уровня. Языки программирования высокого уровня, ориентированные на решение больших содержательных прикладных задач, являются аппаратно-независимыми и требуют использования соответствующих программ-переводчиков для преобразования текста программы в машинный код, который в итоге и обрабатывается процессором.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
2.1. Основные понятия языков программирования.
Любой язык программирования должен включать следующие понятия:
алфавит– множество символов, с помощь которых записывается текст программы;
оператор – синтаксическая конструкция, предназначенная как для записи алгоритмических действий по преобразованию данных, так и для задания порядка выполнения других действий;
идентификатор (имя) – специальная неделимая группа символов из алфавита языка, используемая при записи операторов и ряда других элементов программы;
константа – идентификатор, имеющий постоянное значение, которое может быть в дальнейшем использовано в программе; изменять значение констант запрещается;
метка – элемент программы, предназначенный для указания в программе места, на которое затем можно передать управление.
переменная – элемент данных, с которыми производятся действия; переменная обозначается идентификатором; любая переменная характеризуется таким важным понятием, как
тип – множество значений переменной и, как следствие, множество допустимых операций над этой переменной;
подпрограмма – часть программы в виде отдельной синтаксической единицы, в которой описываются определенные действия; каждая подпрограмма имеет свое имя; подпрограммы, как правило, подразделяются на процедуры и функции;
выражение – элемент программы, содержащий последовательность констант и (или) переменных, соединенных знаками операций, либо включающий одну или несколько функций, аргументом которых может быть другое выражение; константы, переменные и выражения часто называют операндами.
2.2. Структуры и типы данных языка программирования
Любая программа на процедурном языке программирования, как правило, оперирует с числовыми данными, поэтому любой язык программирования содержит числовые типы, которые подразделяются на целые и вещественные типы. Ряд языков обладает по одному или двум представителям целых и вещественных типов (например, в Фортране-77 насчитывается три целых и два вещественных типа – с обычной и одинарной точностью, а в языке Object Pascal – 9 целых и 7 вещественных типов). Каждый тип характеризуется объемом занимаемой памяти и множеством допустимых значений операндов для данного типа.
Современные языки программирования содержат, кроме того, логический, символьный и строковый (текстовый) типы. Практически ни один язык программирования не обходится без массивов. Язык Pascal весьма богат множеством стандартных типов и позволяет программистам создавать свои, пользовательские, типы.
2.3. Ада Лавлейс – первый в мире программист
2.3.1. Краткая историческая справка
Августа Ада Кинг Лавлейс (англ. Augusta Ada King Byron, Countess of Lovelace), английский математик.
Род деятельности: математика
Дата рождения: 10 декабря 1815 г.
Место рождения: Лондон, Великобритания.
Дата смерти: 27 ноября 1852 г.
Авгу́ста А́да Кинг (урождённая Ба́йрон), графиня Ла́влейс (англ. Augusta Ada King Byron, Countess of Lovelace, обычно упоминается просто Ада Лавлейс; 10 декабря 1815, Лондон, Великобритания — 27 ноября 1852, там же) — английский математик. Известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка».