- 3 способа использовать box-shadow в CSS
- Что за свойство box-shadow?
- Как сделать тени реалистичными
- Почему не нужен фильтр dropshadow()
- Основы box-shadow
- Как использовать box-shadow с псевдоклассом :hover и свойством transform
- Создание многослойных теней
- Создаём неоновые тени
- Создаём неоморфные тени
- Поддержка box-shadow в браузерах
- Подсказки
- box-shadow
- Интерактивный пример
- Синтаксис
- Значения
- Интерполяция
- Формальное определение
- Формальный синтаксис
- Примеры
- Добавление трёх теней
- HTML
- CSS
- Результат
- Использование нулевых значений для смещений и радиуса размытия
- HTML
3 способа использовать box-shadow в CSS
Тени помогают сделать визуальную составляющую сайта интересной и эстетичной. В посте рассмотрим свойство CSS box-shadow и то, как его можно стилизовать.
Что за свойство box-shadow?
Свойство box-shadow позволяет добавить тень вокруг элемента на веб-странице. Тень подсказывает пользователю, является ли элемент — кнопка, картинка — интерактивным. Благодаря теням, вне экранов гаджетов мы получаем представление о размере и глубине объекта, и свойство box-shadow добавляет реализм в оформление сайта.
Вот как обычно это свойство box-shadow прописывают:
box-shadow: 0px 5px 10px 0px rgba(0, 0, 0, 0.5)
Первый четыре значения такие:
- x-offset, определяет горизонтальное положение тени;
- y-offset, определяет вертикальное положение тени;
- радиус размытия, который влияет на резкость тени. Чем выше значение, тем менее насыщенные тени, и наоборот;
- четвёртое значение определяет распространение тени.
Все значения, кроме радиуса размытия, могут быть отрицательными. Если сделать тень, как описано выше, она окажется внизу элемента. Но если значения заменить на отрицательные, то тень будет сверху:
box-shadow: 0px -5px 10px 0px rgba(0, 0, 0, 0.5)
Если установить распространение на 0 px, тень будет такого же размера, что и элемент. Положительное значение сделает тень больше, отрицательное — уменьшит.
Как сделать тени реалистичными
Следующее значение в свойстве — цвет. Используем цвета rgba() с альфа-каналом, чтобы указывать непрозрачность: это важно для стилизации под реальность, ведь тени в хорошо освещённых местах не чисто чёрные и не слишком плотные. Можете понаблюдать, как тени ведут себя по отношению к источникам света и к поверхностям, на которых лежат. Самые тёмные тени падают на плоскости, которые ближе всего к объекту, а дальше они размываются. Поэтому тень не должна быть похожа на чёрную обводку.
Почему не нужен фильтр dropshadow()
Это фильтр, который добавляет тень вокруг изображения. Его работа сильно отличается от box-shadow . Вот как выглядит разница в коде:
box-shadow: 5px 5px 5px 0px rgba(0,0,0,0.3); filter: drop-shadow(5px 5px 5px rgba(0,0,0,0.3));
Основы box-shadow
Чтобы потренироваться, создайте простой контейнер HTML:
Как использовать box-shadow с псевдоклассом :hover и свойством transform
На box-shadow может повлиять псевдокласс :hover . Он добавляет тень к компонентам, у которых её не было, или меняет существующую тень. Вот как это выглядит со свойством transform :
Свойство transform создаёт иллюзию того, что блок приподнимается на странице. Функция translate() изменяет размер окна.
Добавьте ключевое слово inset , чтобы поместить тень внутрь рамки блока или элемента. Так блок будет казаться погружённым в страницу.
Значения можно менять, сколько захотите. Вот как выглядят тени на примерах:
Альтернативой функции translate() будет scale() . Если translate() изменяет положение тени по осям x и y, scale() увеличивает размер блока по этим же осям. Во втором поле добавьте значение scale() в :hover . Размер блока увеличится в 1,1 раза.
Создание многослойных теней
Тени накладываются друг на друга, если их значения разделить запятыми. Такой способ помогает создавать тени, которые плавно сливаются со страницей. Посмотрим:
box-shadow: 0px 1px 2px rgba(0,0,0,0.1), 0px 2px 4px rgba(0,0,0,0.1), 0px 4px 8px rgba(0,0,0,0.1), 0px 8px 16px rgba(0,0,0,0.1);
Значение распространения не указано — в данном случае не нужно, но эксперименты никто не запрещает.
Если установить значения смещения и радиуса размытия на 0 и добавить значение распространения одной тени, к блоку добавится граница.
box-shadow: 0px 0px 0px 2px rgba(0,0,0,0.5), 0px 2px 4px rgba(0,0,0,0.1), 0px 4px 8px rgba(0,0,0,0.1), 0px 8px 16px rgba(0,0,0,0.1);
Технически эта граница — тень, поскольку блоку в родительском элементе не занимает места. Вот результат применения двух методов, обратите внимание на гладкую и тонкую тень на левой рамке:
Свойство можно использовать с любыми элементами. Хорошо работает с карточками, полями ввода, картинками, кнопками.
Создаём неоновые тени
В реальности тени обычно серые или чёрные, разной степени прозрачности. Чтобы изменить цвет тени, надо поменять источник света. В вебе вместо этого применяют box-shadow . Попробуем на примере:
Если тени наслаивать друг на друга, свечение можно сделать ярче:
box-shadow: 0px 1px 2px 0px rgba(0,255,255,0.7), 1px 2px 4px 0px rgba(0,255,255,0.7), 2px 4px 8px 0px rgba(0,255,255,0.7), 2px 4px 16px 0px rgba(0,255,255,0.7);
Лучше всего такие тени смотрятся, если сделать их контрастными цветами на тёмном фоне. Яркость можно менять с помощью прозрачности.
Создаём неоморфные тени
Визуально интересный эффект, который имитирует объекты из реальной жизни, такой 3D на минималках. Первые два эффекта, которые мы потренируемся создавать, касаются плоских компонентов, которые как бы парят над страницей, отбрасывая тени на фон. Кажется, что перед нами рельефное изображение.
box-shadow: -10px -10px 15px rgba(255,255,255,0.5), 10px 10px 15px rgba(70,70,70,0.12);
Рельеф можно направить и в глубину:
box-shadow: inset -10px -10px 15px rgba(255, 255, 255, 0.5), inset 10px 10px 15px rgba(70, 70, 70, 0.12);
Вот какой будет результат. Белая тень показывает направление «источника света» и работает, как блик. Похоже на реальный мир:
Попробуем сделать переключатель, на который пользователь сможет «нажимать».
Для начала делаем чекбокс.
Добавляем иконку. В примере иконка из Font Awesome.
Задайте свойства, которые отображаются при нажатии на кнопку. Добавьте box-shadow внутри круга, чтобы создать два вложенных слоя.
Установите цвет значка после щелчка.
input[type="checkbox"]:checked::after
Поддержка box-shadow в браузерах
К сожалению, не все браузеры, особенно в ранних версиях, поддерживают box-shadow . Так что надо использовать расширение webkit .
-webkit-box-shadow: 1px 1px 0px rgba(0,0,0,0.1);/*For webkit browsers*/ -moz-box-shadow: 1px 1px 0px rgba(0,0,0,0.1);/*For Firefox*/ box-shadow: 1px 1px 0px rgba(0,0,0,0.1);
Например, для корректного отображения в Chrome с 4 по 9 версию нужен префикс -webkit- . Mozilla Firefox в версиях 2 и 3 свойство не поддерживается и частично поддерживается в версии 3.5 and 3.6 (с префиксом -moz- ). Safari частично поддерживает свойство в версиях 3.1 и 4 с префиксом -webkit- . Opera поддерживает во всех версиях, кроме 10.1 А у Microsoft Edge всё хорошо.
Если браузер не поддерживает тени, они просто не отображаются и не влияют на макет.
Подсказки
Тени — это здорово, но если использовать их неправильно, можно испортить весь проект. Вот несколько советов, которые надо учитывать при стилизации теней:
- Лучше меньше. При наложении теней браузер выполняет больше работы. Для современных устройств это не проблема, но если делаете проект для аудитории с потенциально старыми устройствами или плохим интернетом, не перестарайтесь.
- Нужна логика. Не надо делать тени бессистемными. Предполагается, что у вас есть источники света, которые влияют на объекты на странице. Поэтому в расположении теней будет логика.
- Без анимации. Если анимировать box-shadow, производительность упадёт. Да и анимированные тени — это уже слишком.
- Используйте инструменты для наложения теней. Если лень писать много строк кода, а многослойных теней хочется, попробуйте shadows.brumm.af. Он добавляет к объекту до 10 слоёв box-shadow и экономит время, чтобы не вводить вручную несколько значений.
box-shadow
CSS-свойство box-shadow добавляет тень к элементу. Через запятую можно задать несколько теней. Тень описывается смещениями по оси X и Y относительно элемента, радиусом размытия и распространения, а также цветом.
Интерактивный пример
Свойство box-shadow включает отбрасывание тени от границ практически любого элемента. Если для элемента с тенью задан border-radius , то отбрасываемая тень также будет с закруглёнными углами. Порядок наложения нескольких теней такой же, что и у текстовых теней: первая указанная тень будет поверх остальных.
Генератор теней — интерактивный инструмент, позволяющий сгенерировать значение для box-shadow .
Синтаксис
/* Ключевые слова */ box-shadow: none; /* offset-x | offset-y | color */ box-shadow: 60px -16px teal; /* offset-x | offset-y | blur-radius | color */ box-shadow: 10px 5px 5px black; /* offset-x | offset-y | blur-radius | spread-radius | color */ box-shadow: 2px 2px 2px 1px rgba(0, 0, 0, 0.2); /* inset | offset-x | offset-y | color */ box-shadow: inset 5em 1em gold; /* Любое количество теней через запятую */ box-shadow: 3px 3px red, -1em 0 0.4em olive; /* Глобальные значения */ box-shadow: inherit; box-shadow: initial; box-shadow: revert; box-shadow: revert-layer; box-shadow: unset;
Каждая тень определяется следующим образом:
Для одновременного создания нескольких теней используйте список значений, разделённых запятыми.
Значения
Если не указано (по умолчанию), то тень будет отбрасываться от элемента (придавая эффект выпуклости блоку). Наличие ключевого слова inset отбрасывает тень внутри элемента (создавая эффект вдавленности блока). Внутренние тени начинаются с рамок элемента (даже если они прозрачные), над фоном элемента, но не под его содержимым.
…для длинного прямого края тени должен быть создан цветовой переход, равный длине расстояния размытия, который перпендикулярен и центрирован по краю тени. Переход начинается от указанного цвета тени в конечной точке радиуса внутри тени до полностью прозрачного цвета в конечной точке пределов радиуса.
Интерполяция
Каждая тень в списке ( none считается за пустой список) интерполируется через значения цвета x, y, радиуса размытия и (когда это допустимо) и радиуса расширения. Для каждой тени, если обе входные тени отмечены как inset или ни одна из них таковой не является, то интерполированная тень будет соответствовать входным теням. Если в любой паре входных теней одна из них является внутренней ( inset ), а другая нет, то список теней не интерполируется. Если количество теней отличается в разных списках, то более короткий список дополняется в конце тенями, цвет которых прозрачен ( transparent ), все значения длин равны 0 , и где inset соответствует более длинному списку.
Формальное определение
Начальное значение | none |
---|---|
Применяется к | все элементы. Это также применяется к ::first-letter . |
Наследуется | нет |
Обработка значения | любая абсолютная длина; работает любой указанный цвет; если другое не указано |
Animation type | список теней |
Формальный синтаксис
box-shadow =
none | (en-US)
# (en-US)
=
? (en-US) && (en-US)
[ (en-US) (en-US) ? (en-US) ? (en-US) ] (en-US) && (en-US)
inset? (en-US)
Примеры
Добавление трёх теней
В этом примере применяется сразу три тени: внутренняя тень, обычная внешняя отбрасываемая тень, а также тень размером 2 пикселя, имитирующая рамку (для создания рамки можно было воспользоваться outline (en-US)).
HTML
blockquote>q>Меня уколют ваши речи,br/> Об ваши взгляды обожгусь,br/> И ранит ложь сильней картечиbr/> Но все равно я поднимусь.q> p>— Майя Энджелоуp> blockquote>
CSS
blockquote padding: 20px; box-shadow: inset 0 -3em 3em rgba(0,0,0,0.1), 0 0 0 2px rgb(255,255,255), 0.3em 0.3em 1em rgba(0,0,0,0.3); >
Результат
Использование нулевых значений для смещений и радиуса размытия
Когда смещение по X ( x-offset ), смещение по Y ( y-offset ) и радиус размытия ( blur ) равны нулю, тень будет представлять собой цветной контур одинакового размера на всех сторонах блока. Тени отображаются с конца списка, поэтому первая тень накладывается поверх последующих. Когда в border-radius указано значение по умолчанию 0 , углы тени становятся прямыми углами. Соответственно, если указать в border-radius любое другое значение, углы станут закруглёнными.
Чтобы тень не перекрывала соседние элементы и не выходила за границу содержащего блока, был добавлен внешний отступ размером, равный самому большому радиусу размытия в списке теней. Тень не влияет на размеры блочной модели.