Верстка шаблона html css
Представим, что у нас есть вот такой html шаблон. Он который сверстан табличным методом:
шапка сайта | |
меню | контент |
низ сайта |
Этот HTML шаблон имеет следующий код:
align=»center» cellspacing=»0″ cellpadding=»10″>
Давайте сверстаем этот HTML шаблон с помощью CSS.
Визуально можно разделить страницу на четыре блока: шапка сайта, меню, контент и низ сайта. Пишем html-код страницы с четырьмя div-ами и каждому назначаем id:
Заходим в таблицу стилей (style.css) и задаем свойства которые уже знаем (ширина, высота и фон каждого блока):
#header
background:darkred;
width:715px;
height:100px;
>
#menu
background:oldlace;
width:190px;
height:300px;
>
#content
background:oldlace;
width:525px;
height:300px;
>
#footer
background:darkred;
width:715px;
height:30px;
>
Смотрим на наш новый HTML шаблон:
Все элементы отображаются сверху вниз друг за другом, — это называется позиционированием в нормальном потоке. Для верстки нашего HTML шаблона нам это позиционированные не совсем подходит, давайте воспользуемся другими видами позиционирования, в CSS есть еще три вида позиционирования:
абсолютное
относительное
плавающая блоковая модель
Для определения позиционирования используется свойство position , имеет четыре значения:
static — блок позиционируется в нормальном потоке. Значение по умолчанию
relative — относительное позиционирование (относительно нормального потока)
absolute — абсолютное позиционирование
fixed — фиксированное позиционирование (фиксируется относительно области просмотра)
В этом уроке мы будем рассматривать абсолютное позиционирование:
При абсолютном позиционирование расположение блока на странице не зависит html-кода (в каком месте html-кода расположен этот блок). Расположение задается указанием, в каком месте экрана отобразить данный блок. В этом нам помогают четыре свойства:
left — указывает на сколько надо сместить блок относительно левого края окна
right — указывает на сколько надо сместить блок относительно правого края окна
top — указывает на сколько надо сместить блок относительно верхнего края окна
bottom — указывает на сколько надо сместить блок относительно нижнего края окна
Вернемся к нашему HTML шаблону. Блоки header, menu и footer расположены там где и должны быть, поэтому пусть позиционируются в нормальном потоке. Блок content нужно расположить в другом месте, поэтому указываем свойство position: absolute и задаем смещение: от левого края окна на ширину блока menu, а от верхнего края окна на высоту блока header.
#header
background:darkred;
width:715px;
height:100px;
>
#menu
background:oldlace;
width:190px;
height:300px;
>
#content
background:oldlace;
width:525px;
height:300px;
position:absolute;
left:190px;
top:100px;
>
#footer
background:darkred;
width:715px;
height:30px;
>
Блок встал не совсем так, как задумывалось. Произошло это так как: у браузеров есть свои, встроенные таблицы стилей. Если мы не задаем свойство, то браузер использует свойство по умолчанию.
По умолчанию для элемента body определены поля, которые мы не учли. Чтобы выровнять блок в нашем HTML шаблоне, достаточно задать для body собственные значения margin:0px:
body
margin:0px;
>
Главное, что необходимо запомнить: при абсолютном позиционировании смещения происходит относительно «родительского» элемента. В нашем примере родительским элементом для div-ов было окно браузера, но может бывает и по-другому.
Представьте, мы решили добавить блок новостей и разместить его в блоке контента:
В html-страницу в div мы добавим div :
контент
В таблице стилей смещение будем указывать относительно блока content:
#news
background:yellow;
width:150px;
height:280px;
position:absolute;
left:365px;
top:10px;
>
Ширина блока content 525px, а ширина news — 150px. Следовательно, смещение от левого края равно (525-150) 375px, но, чтобы блок не прилипал к правому краю, мы уменьшили смещение до 365px. Аналогично рассчитываем смещение от верхнего края.
На этом мы закончим, в следующем уроке будем изучать остальные схемы позиционирования.
Как сверстать макет. Пошаговый план
Вы открыли макет в Фигме и редактор кода. Сейчас расскажем, что нужно делать дальше, чтобы не впасть в прокрастинацию и всё сверстать.
Осмотрите макет
Зачем. Чтобы потом не отвлекаться от вёрстки.
Смотрите макет по принципу «Снаружи — внутрь» — двигаясь от крупных смысловых элементов к деталям дизайна. Чтобы было удобнее, сделайте дубликат макета в Фигме и пишите там заметки о том, что нашли.
Отметьте крупные смысловые блоки и разделы. Посмотрите на страницу и выделите крупные смысловые блоки. Базовая структура любого макета состоит из трех основных тегов:
- — шапка сайта, одинаковая на всех страницах.
- — уникальный контент;
- — подвал, одинаковый на всех страницах.
Теперь ищем смысловые разделы внутри этих блоков. Поможет схема:
Проанализируйте контент. Присмотритесь к тексту на макете, какую функцию он выполняет? Может быть то, что вы видите, это не текст, а кнопка или раскрывающиеся меню?
- Заголовок всего документа и заголовки смысловых разделов. Теги: — .
- Мелкие элементы в смысловых разделах. Это списки, таблицы, демо-материалы, параграфы и переносы, формы, цитаты, контактная информация и прогресс.
- Фразовые элементы. Изображения, ссылки, кнопки, видео, время и мелкие текстовые элементы.
Когда вы закончите работу, у вас в заметках будет готовая схема вёрстки и уже ничего не будет отвлекать вас от кода.
Настройте редактор кода и проект
Установите редактор Visual Studio Code (или любой другой), если ещё этого не сделали, и плагин editorconfig. Он помогает разным разработчикам писать код в проекте в одном стиле.
Структура проекта. Создайте папку и положите туда файл index.html, папку css с файлами style.css и normalize.css, а также папки для картинок и шрифтов. Получится так:
Разметка
Рабочую среду подготовили, приступаем к разметке.
- Создаём разметку страницы в файле index.html. Изображения пока не подключаем — этим займемся на этапе работы с графикой;
- Далее, в файле при помощи нужных тегов: прописываете весь текст, расставляете все ссылки и кнопки. Нужен только HTML-код, стили пока делать не нужно.
- Теперь определим ! DOCTYPE, укажем язык содержимого, кодировку и заголовок страницы во вкладке браузера.
Выделяем крупные смысловые блоки на каждой странице сайта. Это — шапка, — подвал и — основное содержимое.
Размечаем в блоках крупные смысловые разделы. Выделяем главную навигацию , секции через , смысловые разделы через и дополнительное содержимое через .
Выделяем заголовок всего документа и заголовки смысловых разделов. Заголовок — это обманчиво простой тег. Главная проблема с заголовками такая: не всегда то, что кажется заголовком, им является.
Например, текст про дизайн-студию из Краснодара прикидывается заголовком, но на самом деле это не он:
Это само содержание, а не его резюме. Хорошим заголовком для этого блока был бы текст «О нас» или «О студии».
Определить, какие теги использовать, можно методом исключения:
- Получилось найти самый подходящий смысловой тег — использовать его.
- Для потоковых контейнеров — .
- Для мелких фразовых элементов (слово или фраза) — .
Разметка в редакторе кода выглядит так:
А так проект выглядит в браузере:
Базовая стилизация
Начинается самое интересное — работа с внешним видом. Прописываем в style.css базовые стили. Для крупных блоков пока ничего не делаем.
Этапы базовой стилизации
- Добавление классов в разметку;
- Подключение нестандартных шрифтов (локально или из сервиса);
- Подключение normalize.css (по желанию);
- Указываем параметры шрифта — название, размер, цвет, жирность;
- Указываем высоту строки;
- Описание фоновых параметров (фоновый цвет);
- Описание состояний интерактивных элементов, которые описаны в стайлгайде. На этом этапе задавайте только текстовые параметры и параметры фона;
- Все цвета вынесены в кастомные свойства в селектор :root.
Пример проекта с базовой стилизацией:
Работа с графикой
Экспортируйте всю графику из макета в Figma и подключите её в разметке.
SVG-изображения рекомендуется собрать в спрайт и подключить первым элементом в body. Спрайт — это файл, который мы сшили из нескольких графических элементов, например, из иконок. Спрайты экономят запросы к серверу — с ними сайт работает и загружается быстрее. В спрайт сшивается и растровая, и векторная графика.
В папке вашего проекта подготовьте графику: подготовленные изображения разместите в подпапке img в папке проекта, чтобы у вас получилась примерно такая структура проекта:
project | – css | – fonts | – img | [ваши картинки] | favicon.ico | index.html | catalog.html
Подключите контентные изображения в разметке. Фоновые и декоративные изображения пока подключать не нужно.
При подключении изображений используйте относительные адреса, обязательно укажите размер картинки без пикселей, а также alt. Например, так:
Подключите к проекту фавиконки. favicon.ico размером 32×32 положите в корень проекта и подключите в , остальные версии фавиконок делать не обязательно.
Пример проекта в котором подключена графика:
Построение сетки
Построение сеток производится в общем стилевом файле style.css.
При работе с созданием крупных структурных сеток, в вёрстке используется подход desktop-first, то есть сайт прежде всего должен корректно отображаться на больших разрешениях экрана.
Расположите элементы страницы по сетке в соответствии с макетом. Для удобства используйте один из следующих способов визуального выделения элементов:
- C помощью свойства background-color c разными цветами для разных блоков;
- С помощью свойства outline (для удобства также можно использовать разные цвета).
- Свойство border лучше не использовать, так как оно влияет на ширину блока и может что-нибудь сломать.
Пример проекта, где уже добавлены сетки:
Добавление декоративных элементов
На этом этапе добавляем мелкие сетки — например, для карточек товара. Подключаем кастомные шрифты и фоновые изображения. В конце оформляем остальные декоративные элементы, которые ещё не стилизовали раньше.
Пример готового проекта, где добавлены декоративные элементы:
Всё почти готово, осталась пара шагов.
Адаптивные сетки и декоративные элементы
Чтобы сделать хороший адаптивный сайт, нужно понимать много нюансов: как работают вьюпорт, медиавыражения, адаптивные картинки. Эту тему стоит разобрать отдельно, но если хотите, познакомьтесь с ней в блоге Академии.
Адаптивная графика
Ура! Мы и дошли до последнего пункта работы над проектом. Что нам осталось сделать?
- Подключаем в разметке и стилях адаптивные изображения для разных девайсов и экранов с разной плотностью пикселей;
- В HTML используем элемент picture , с помощью которого подключаем картинки для разных разрешений экрана, для экранов с разной плотностью пикселей, а также webp-варианты картинок для поддерживающих браузеров;
- В CSS подключаем картинки для экранов с двухкратной плотностью пикселей и для разных разрешений с помощью медиа-выражений.
Пример готового проекта, где настроена адаптивная графика:
Вот мы и подошли к концу. Перед глазами готовый проект, ощущения радостные. Можно смело приступать к верстке нового макета. Ведь, чтобы научиться писать код — нужно писать код. Меньше сомнений — больше практики и всё получится.
Следующие шаги:
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.