Сжатие указателей в Java
В статье речь пойдет о реализации сжатия указателей в Java Virtual Machine 64-bit, которое контролируется опцией UseCompressedOops и включено по-умолчанию для 64 битных систем начиная с Java SE 6u23.
Описание проблемы
В 64 битной JVM указатели занимают в 2 раза больше (сюрприз-сюрприз) места в памяти чем в 32 битной. Это может увеличивать размер данных в 1,5 раза по сравнению с аналогичным кодом для 32 битной архитектуры. При этом в 32 битной архитектуре можно адресовать только 2^32 байт (4 ГБ), что довольно мало в современном мире.
Давайте напишем небольшую программу и посмотрим на то, сколько байт занимают объекты Integer:
import java.util.stream.IntStream; import java.util.stream.Stream; class HeapTest < public static void main(String . args) throws Exception < Integer[] x = IntStream.range(0, 1_000_000).boxed().toArray(Integer[]::new); Thread.sleep(6000000); Stream.of(x).forEach(System.out::println); >>
Здесь мы выделяем миллион объектов класса Integer и надолго засыпаем. Последняя строка нужна для того, чтобы компилятор вдруг не проигнорировал создание массива (хотя на моей машине без этой строки объекты создаются нормально).
Компилируем и запускаем программу с отключенным сжатием указателей:
> javac HeapTest.java > java -XX:-UseCompressedOops HeapTest
С помощью утилиты jcmd смотрим распределение памяти:
> jps 45236 HeapTest . > jcmd 45236 GC.class_histogram
На картинке видно, что общее количество объектов равно 1000128, а размер памяти, который занимают эти объекты 24003072 байт. Т.е. 24 байта на объект (почему именно 24 будет написано ниже).
А вот память той же программы, но с включенным флагом UseCompressedOops:
Теперь каждый объект занимает 16 байт.
Плюсы сжатия очевидны =)
Решение
Как же JVM сжимает указатели? Эта техника называется Compressed Oops. Oop расшифровывается как ordinary object pointer или обычный указатель на объект.
Трюк состоит в том, что в 64 битной системе данные в памяти выровнены по машинному слову, т.е. по 8 байт. И адрес всегда имеет три нулевых бита в конце.
Если при сохранении указателя сдвигать адрес на 3 бита вправо (операция называется encode), а перед использованием сдвигать на 3 бита влево (соответственно decode), то можно уместить в 32-х битах указатели размером в 35 бит, т.е. адресовать до 32 ГБ (2^35 байт).
Если размер кучи для вашей программы больше 32GB, то сжатие перестает работать и все указатели становятся размеров в 8 байт.
Когда опция UseCompressedOops включена, то сжимаются следующие типы указателей:
- Поле класса для каждого объекта
- Объекты поля класса
- Элементы массива объектов.
Объекты самой JVM никогда не сжимаются. При этом сжатие происходит на уровне виртуальной машины, а не байт-кода.
Подробнее про размещение объектов в памяти
А теперь давайте с помощью утилиты jol (Java Object Layout) посмотрим внимательнее на то, сколько памяти занимает наш Integer в разных JVM :
> java -jar jol-cli-0.9-full.jar estimates java.lang.Integer ***** 32-bit VM: ********************************************************** java.lang.Integer object internals: OFFSET SIZE TYPE DESCRIPTION VALUE 0 8 (object header) N/A 8 4 int Integer.value N/A 12 4 (loss due to the next object alignment) Instance size: 16 bytes Space losses: 0 bytes internal + 4 bytes external = 4 bytes total ***** 64-bit VM: ********************************************************** java.lang.Integer object internals: OFFSET SIZE TYPE DESCRIPTION VALUE 0 16 (object header) N/A 16 4 int Integer.value N/A 20 4 (loss due to the next object alignment) Instance size: 24 bytes Space losses: 0 bytes internal + 4 bytes external = 4 bytes total ***** 64-bit VM, compressed references enabled: *************************** java.lang.Integer object internals: OFFSET SIZE TYPE DESCRIPTION VALUE 0 12 (object header) N/A 12 4 int Integer.value N/A Instance size: 16 bytes Space losses: 0 bytes internal + 0 bytes external = 0 bytes total ***** 64-bit VM, compressed references enabled, 16-byte align: ************ java.lang.Integer object internals: OFFSET SIZE TYPE DESCRIPTION VALUE 0 12 (object header) N/A 12 4 int Integer.value N/A Instance size: 16 bytes Space losses: 0 bytes internal + 0 bytes external = 0 bytes total
Разница между «64-bit VM» и «64-bit VM, compressed references enabled» состоит в уменьшении object header (заголовок) на 4 байта. Плюс, в случае без сжатия, появляется необходимость добавить еще 4 байта для выравнивания данных в памяти.
Что такое этот object header? Почему он уменьшился на 4 байта?
На картинке изображен object header, равный 12 байтам, т.е. с включенной опцией UseCompressedOops. Заголовок состоит из некоторых внутренних флагов JVM, а так же указателя на класс данного объекта. Видно, что указатель на класс занимает 32 бита. Без сжатия он занимал бы 64 бита и размер object header был бы уже 16 байт.
Кстати, можно заметить, что есть еще вариант для 16-байтового выравнивания. В таком случае можно увеличить память до 64 ГБ.
Минусы сжатия указателей
У сжатия указателей, конечно же есть очевидный минус — расходы на операции encode и decode при каждом обращении к указателю. Точные цифры будут зависеть от конкретного приложения.
К примеру вот график пауз сборщика мусора для сжатых и не сжатых указателей, взятый отсюда Java GC in Numbers — Compressed OOPs
Видно, что при включенном сжатии, GC паузы длятся дольше. Более подробно об этом можно почитать в самой статье (статья довольно старая — 2013 года).