За что ты послал нам препроцессоры? Чем мы тебя прогневали?
В наших проектах в Коде мы используем простой CSS-код. Он компактный и понятный. Но у нас маленькие проекты.
В больших проектах CSS-код разрастается настолько, что его поддержка и сопровождение становится отдельной сложной задачей. Чтобы её упростить, используют препроцессоры.
Что такое препроцессоры
Препроцессор — инструмент, который берёт текст из одного документа, преобразует его по нужным правилам, и на выходе получается другой текст. В случае с CSS препроцессоры составляют финальный CSS-документ на основе более простого кода.
Представьте, что у вас в проекте 30 разных стилей CSS-кнопок. Они нужны для разных дел: одни опасные, другие безопасные, одни активные, другие выключены и т. д. И есть ещё формы ввода и другие интерфейсные элементы, внешний вид которых прописан в CSS.
И вот у всех этих элементов сейчас стоит параметр border-radius: 7px, то есть скругление по углам — семь пикселей. И вдруг приходит дизайнер и говорит: «Всё пропало, ставь скругление 8 пикселей!» Вы терпеливо заходите в CSS-файл и в 30 местах меняете 7px на 8px.
Приходит дизайнер и говорит: «Миша, всё ерунда, давай по новой. Теперь 6 пикселей». Можно запустить в дизайнера стулом, а можно использовать препроцессор.
С препроцессором у вас 30 кнопок, в которых будет вот так:
border-radius: $defaultBorderRadius
А где-то в отдельном месте документа будет один раз написано:
$defaultBorderRadius: 7px;
И когда дизайнер придёт менять скругление на кнопках, вы измените его один раз, в одном месте, не нанося телесные повреждения дизайнеру.
Какие бывают препроцессоры CSS
Sass. Появился в 2006 году как способ упростить работу с CSS и сразу стал популярен у разработчиков. Некоторые считают, что у Sass невысокая скорость работы, но на практике это можно заметить только на очень больших проектах.
Любопытно, что у Sass есть два синтаксиса:
- Sass — самый первый вариант, где не используются фигурные скобки, а всё сделано на отступах, как в Python.
- SCSS — в нём есть фигурные скобки, как в родном CSS, а ещё есть поддержка современных CSS-трюков, которые используются в разных браузерах. Этот формат появился после выхода LESS и стал ответом конкуренту.
LESS. В 2009 году другие программисты показали свою версию препроцессора, основанную на Sass. Они взяли за основу чистый CSS-синтаксис и добавили в него возможность использовать все расширения как в Sass. Технически это интереснее, чем простой Sass, но нельзя сказать, что это сильно круче, чем тот же SCSS.
Stylus и другие. Есть и другие препроцессоры — например, тот же Stylus. Принципиально он делает то же самое, но использует другой синтаксис, более лаконичный и простой.
Какой выбрать?
По сути все они делают одно и то же: упрощают работу с CSS-кодом, поэтому это вопрос вкуса и привычек. Если давать общие рекомендации, мы бы сделали так:
- Sass (SCSS) подойдёт тем, кто больше любит программирование, чем вёрстку.
- LESS понравится всем, кому приглянулся чистый CSS-синтаксис, но хочется сделать работу ещё проще.
- Stylus можно выбрать тем, кто ценит в коде лаконичность и минимализм.
Когда использовать препроцессоры
Если у вас CSS-код занимает не больше одной-двух страниц, нет смысла использовать препроцессоры: настройка и описание кода займёт больше времени, чем сразу написать то, что нужно. А вот если у вас большой сайт с разным дизайном на странице или очень сложная CSS-вёрстка, то тут уже пригодятся препроцессоры.
Мы покажем работу препроцессоров на примере SCSS-синтаксиса. Для других препроцессоров примеры будут выглядеть почти так же, отличия только в ключевых словах и некоторых символах.
Переменные. Если вы используете один и тот же фирменный цвет для ссылок, рамок вокруг картинок, то можно задать этот цвет в одном месте, а потом обращаться к нему откуда угодно. Зададим переменными ширину и цвет элемента:
$width: 10px;
$headercolor:red;
#main h1 width: $width;
color:$headercolor;
>
Простая работа с вложенными структурами. Когда мы делали красивые ссылки, то у нас была вложенная структура для элемента а: подчёркивание при наведении, цвет после посещения ссылки, цвет до посещения и так далее. Вот как это можно организовать попроще:
Миксины. Это то же самое, что обычные функции в программировании. Их можно вызывать сколько угодно раз с любыми параметрами. Новый параметр — новый результат работы миксина. Ими удобно оформлять повторяющиеся куски кода в разных местах.
Представьте, что у вас есть шрифт, для которого вы подобрали нужный интерлиньяж, размер и толщину. Но для меню нужен красный текст, в подсказках — белый на чёрном фоне, а основной текст используется как есть. Тогда мы можем написать так:
@mixin good-text font: family: Arial;
size: 20px;
weight: bold;
>
>
.page-text @include good-text;
color: #000000;
>
.menu-text @include good-text;
color: #ff0000;
>
.tip-text @include good-text;
color: #ffffff;
background-color: #000000;
>
.page-text font-family: Arial;
font-size: 20px;
font-weight: bold;
color: #000000;
>
.menu-text font-family: Arial;
font-size: 20px;
font-weight: bold;
color: #ff0000;
>
.tip-text font-family: Arial;
font-size: 20px;
font-weight: bold;
color: #ffffff;
background-color: #000000;
>
Чем больше однотипного кода используется в CSS-файле, тем проще из этого сделать один миксин.
Математика, функции, условные операторы и циклы. Сильная сторона препроцессоров — использование внутренних вычислений для получения готового кода. Например, если вам нужно описать несколько видов шрифта, которые увеличиваются на 4 пункта каждый, это можно сделать в цикле. Если нужно получить точную ширину колонки при разном размере экрана — берите условный оператор.
Преимущества и недостатки препроцессоров
Так как все CSS-препроцессоры делают примерно одно и то же, только немного разными способами, то сильные и слабые стороны у них будут одни и те же:
✅ Хорошо подходят для больших проектов.
✅ Сильно расширяют возможности обычного CSS.
✅ Упрощают работу с однотипным кодом.
✅ Проще вносить изменения и поддерживать код в актуальном состоянии.
✅ Сразу видна логическая структура CSS, легко разобраться в том, из чего состоит каждый элемент.
❌ Нет смысла использовать в маленьких проектах и простых страницах.
❌ На выходе препроцессора получается CSS-код, который сложно прочитать человеку.
❌ Нужно изучать что-то кроме самого CSS.
❌ У каждого препроцессора свой синтаксис, и не получится быстро перейти от одного к другому.
С чего начать
Sass → почитайте sass-scss.ru, там есть всё, что нужно знать для работы с этим препроцессором. Документация настолько подробная, что её можно освоить вообще без опыта работы с таким инструментом.
LESS → Путеводитель для новичков по CSS-препроцессору Less. Просто, доходчиво и с кучей примеров для каждой команды.
Stylus → если знаете английский, почитайте официальный сайт проекта. Если не знаете — почитайте краткое руководство по использованию и опыт разработчиков Яндекс.Почты.
В «Яндекс Практикуме» можно стать разработчиком, тестировщиком, аналитиком и менеджером цифровых продуктов. Первая часть обучения всегда бесплатная, чтобы попробовать и найти то, что вам по душе. Дальше — программы трудоустройства.
Что такое html препроцессоры простыми словами
Препроцессоры HTML — это инструменты, которые упрощают процесс создания HTML-кода с помощью языка программирования, который компилируется в HTML. Эти инструменты облегчают разработчикам создание и поддержку веб-страниц, предоставляя дополнительные возможности и функции, недоступные в стандартном HTML.
Препроцессоры HTML позволяют разработчикам писать код на более простом и лаконичном языке, который затем компилируется в стандартный HTML. Это означает, что разработчики могут писать код быстрее и с меньшим количеством ошибок, а также использовать такие возможности, как переменные, циклы и функции, недоступные в HTML.
Haml
//haml %strong "code", :id => "message"> Hello, World! //html Hello, World!
Одним из популярных препроцессоров HTML является Haml, который использует отступы для структурирования кода вместо традиционных тегов HTML. Это облегчает чтение и написание кода, особенно для разработчиков, которым удобнее работать с другими языками программирования. Haml также позволяет разработчикам определять переменные, циклы и условия, которые можно использовать для создания динамического контента.
Pug
Другим популярным препроцессором HTML является Pug, который похож на Haml, но использует другой синтаксис. Pug также поддерживает переменные, циклы и условия, а также миксины — блоки кода многократного использования, которые можно включать в разные места страницы. Он поддерживает шаблоны, которые можно использовать для создания единообразных макетов страниц на сайте.
Препроцессоры HTML помогают повысить производительность сайта за счет уменьшения объема кода, который необходимо загрузить и разобрать браузеру. Это достигается за счет минимизации кода, при которой удаляются ненужные пробелы и комментарии, а также за счет использования шаблонов, которые могут быть предварительно скомпилированы и кэшированы для ускорения загрузки.
В целом, препроцессоры HTML — это инструменты, которые упрощают процесс создания HTML-кода, позволяя разработчикам писать код на более простом и лаконичном языке, который затем компилируется в стандартный HTML. Они предлагают ряд дополнительных возможностей и функций, недоступных в HTML, таких как переменные, циклы и функции, которые могут помочь повысить скорость и эффективность веб-разработки.
Что такое препроцессор HTML?
Программирование и разработка
В этой статье мы узнаем о препроцессоре HTML и рассмотрим препроцессор, используемый для HTML. Как следует из названия, препроцессор — это первый этап всего процесса компиляции, который включает удаление комментариев, расширение макросов, включение заголовков и т.д. Когда мы пишем HTML и CSS, иногда нам нужно повторить конкретный задача несколько раз, что приведет к неэффективности. Препроцессоры могут решить эти проблемы.
Препроцессор — это программа, которая принимает одну форму ввода данных и преобразует ее в другую форму входных данных, обычно в HTML и CSS. Препроцессор сделан с целью включения новых функций в существующие без нарушения совместимости браузера. Причина добавления препроцессора указана ниже:
- Он следует правилу DRY (Don’t Repeat Yourself), т.е. Нам не нужно переписывать или повторять один и тот же блок кода несколько раз для повторного использования одной и той же функции.
- Будет проще поддерживать код большого размера.
- Сокращает общее время разработки и помогает нам правильно организовать код.
Препроцессор HAML: Haml означает язык разметки абстракции HTML, созданный Хэмптоном Кэтлином, и единственная цель его создания — сделать разметку красивой. По сути, это препроцессор на основе Ruby, и для его установки требуется Ruby. Препроцессор HTML также можно понять, поскольку это программа, которая помогает разработчику сгенерировать синтаксис HTML из синтаксиса препроцессора. Он добавит некоторые уникальные функции, которых нет в синтаксисе чистого HTML. Следовательно, Haml разработан, чтобы избежать написания встроенного кода для веб-документов, который сделает HTML более чистым, а также обеспечивает гибкость, позволяющую иметь некоторый динамический контент в HTML. Поскольку препроцессоры — это программы, они всегда обрабатываются на некоторых языках, поэтому Haml обрабатывается в HTML и Sass. Мы выполним следующие шаги, чтобы установить HAML:
Для установки HAML:
Для преобразования HAML в HTML: