Потом доделаем. Глава 1

— Ну, что он сказал-то? – глядя исподлобья, спросил Игорь. – Увольняют нас?

— Тебя-то давно пора, Игорян. – с улыбкой ответил Иван. – Сидишь, сопли тут жуешь, спаситель человечества.

Такие шутки, сказанные с улыбкой, всегда производили на Игоря магическое действие. Все-таки, начальник был для него вроде второго отца.

— Ну а серьезно? – вмешался Гена. — Давно тебя таким не видел. Что сказал-то?

— Сказал, что ему наплевать на то, что мы о себе думаем. Ему нужна служба информационных технологий, как сервис. Обслуживающее подразделение.

— Это как? – спросил Стас. – Кого обслуживать-то? Бухгалтерию?

— Да, в первую очередь. Они говорят, мы делаем.

— Даже, если не согласны с постановкой? – не унимался Стас.

— Даже, если это вообще не наша работа. – с ходу ответил Иван. – Что-то мы не приглянулись новому директору.

— А ты ему рассказывал о своих проектах? По складу, по закупкам. – спросил Гена.

— Конечно рассказал. И предложил еще пару аналогичных проектов сделать. По производству, например – процессы наладить, с качеством поработать, планирование сделать.

— И что он? Не хочет, что ли? – спросил Игорян.

— Нет. Говорит – спасибо, не надо. – глядя в окно, сказал Иван. – Собирается набрать команду управленцев, своих, поставить им цель и навести порядок.

— Ну и ладно, чего ты паришься-то. – с наигранным энтузиазмом сказал Стас. – Какая разница, чем заниматься.

— Тебе, может, и никакой, а я всякой ерундой заниматься не хочу. – начал выходить из себя Иван. – Какой смысл на бухгалтерию время тратить? А? Скажи мне, умник.

— Чего ты завелся-то? – немного испуганно спросил Стас. – Я тебя что ли заставляю бухгалтерией заниматься?

— Ты, блин, только что сказал – какая разница, чем заниматься. – агрессивно продолжал Иван.

— Эй, девчонки, не ссорьтесь. – вступил Гена.

— Тебя спросить забыли. – Иван повернулся и в упор посмотрел на Гену. – Сам-то как считаешь, нормально это – быть «службой информационных технологий, как сервисом»?

— Ну, не знаю… Нормально вроде. – улыбнувшись, сказал Гена.

— А, ты же новенький, с бухгалтерией не работал. – улыбнулся в ответ Иван. – Ну так я тебе объясню. В этом никакого смысла нет. Вообще. Понимаешь? Вообще! Автоматизировать бухгалтерию, помогать бухгалтерии – это не цель, не проект, это процесс. Процесс, понимаешь? Бесконечный!

— Прям-таки и бесконечный? – посерьезнел Гена. – Нельзя что ли все автоматизировать, и чтобы они сами справлялись со своей работой?

— Игорян, ты тут давно. Ответь человеку. – перевел взгляд на Игоря Иван.

— Да у меня каша в голове… — завел свою заезженную пластинку Игорь. – Ты имеешь в виду, что…

— Я имею в виду, что мы с тобой несколько лет работаем с бухгалтерией. – Иван не дал Игорю договорить. – Бывали периоды, когда их деятельность настолько была автоматизирована, что вообще не требовала нашего участия. Мы с тобой вдвое уменьшили время закрытия периода. Мы сделали так, чтобы с закрытием месяца справлялся простой бухгалтер, без образования даже. Даша этим занималась, помнишь?

— Да, Дашу помню. Скоро, наверное, из декрета выйдет. – улыбнулся Игорь.

— Она одна закрывала месяц, в двух учетах – и в регламентированном, и в управленческом. Была дружба и любовь, между нами и бухгалтерией.

— А потом что случилось? – с серьезным видом спросил Гена.

— Смена состава. Не полная, но главбух поменялся, и замы тоже. И все, опять старая песня – программист нужен для того, чтобы помогать бухгалтеру, пусть сидит возле меня, пусть делает то, что я говорю, по первому зову должны прибегать, по выходным работать, особенно, в период закрытия. Про распоряжение слышали?

— Какое распоряжение? – спросил Стас.

— Такое, что при составлении графика отпусков программистов надо учитывать периоды закрытия. Июль, октябрь, и с января по апрель нам в отпуск больше нельзя.

— С января по апрель? – округлил глаза Игорь. – Это четыре месяца что ли?

— Да, четыре месяца. Сначала закрытие четвертого квартала, потом – закрытие года, потом закрытие первого квартала, ну и там отчетность по зарплате в апреле сдается.

— Пипец… — медленно пробормотал Стас.

— Это тебе директор сказал? – просил Гена.

— Да, только что. Главбух ему на ухо подсела, с рисками своими налоговыми, вот он и повелся.

— Это новая-то? – спросил Игорян.

— Да, новая, которую он сам привел сюда. Тварь мерзкая, блин. Каждый раз одно и то же, как это достало уже. Самое поганое в жизни программиста – смена главбухов и финдиров. Ну и директоров.

— Почему? – спросил Гена. – Если все налажено и автоматизировано.

— Со степенью автоматизации это вообще никак не связано. – ответил Иван.

— То есть как не связано? – удивился Гена.

— Блин, ты где был? Я только что рассказывал, как мы автоматизировали бухгалтерию так, что только шум стоял. Вообще не требовалось участие программистов, и мы спокойно занимались нормальными проектами.

— И что, новый состав бухгалтерии не может пользоваться той же системой? Или что, не пойму. – недоумевал Гена. – Или что-то в процессах изменилось? Или в законодательстве?

— Да ни хрена нигде ничего не изменилось, в смысле во внешней среде. А вот главбух изменился, т.е. заменился. И все, новая метла, все дела. Какого, говорит, хера бухгалтер должен сидеть, закрывать месяц, исправлять ошибки, минусы выводить, черное с красным сводить? Если есть программисты.

— И директор-то чего, согласен что ли? – вступил Игорян.

— Согласен.

— Почему?

— Потому что главбух – его человек. Все, только поэтому. Я ему все объяснил, все рассказал, расчеты привел. Ну там, про то, что программист компании обходится в два-три раза дороже, чем бухгалтер, и вообще так нельзя, не для того программисты нужны, чтобы в данных ковыряться. Да, кстати, вспомнил – пакет проверок тоже сказали, то есть велели, отключить.

— Какой пакет? Тот, что на первичку? – спросил Стас.

— Да, который обеспечивает качество документов, чтобы потом быстрее закрывалось, с минимумом ошибок.

— А чем мотивировали? – удивился Игорян.

— Анекдот такой есть, про мотивировали. Так мотивировали, так мотивировали… — улыбнулся Иван. – Если серьезно, то не хочет новая бухгалтерия натыкаться на проверки при вводе документов. Хотят, как в их расе принято, все на потом откладывать. Типа будем закрывать – тогда и разберемся. Стас, отключи пакет.

— Щас… — Стас повернулся к компьютеру, и начал запускать систему.

— Хотя, погоди… — Иван задумался. – Нет, пока не отключай. Не будем уж совсем явно так, как говорится, раскладываться… Если докопаются, тогда отключим. Игорян, ты же на тех.поддержке?

— Да, на этой неделе я.

— Короче, если будут докапываться, что документ не проводится из-за пакета проверок – отключай. Только не весь пакет, а конкретную проверку для конкретного пользователя. Жалко трудов, месяца два все эти ошибки выковыривали, систематизировали, в пакет добавляли.

— Ну, я помню. – сказал Игорь. – Валерия так радовалась, когда все ошибки собрали и перекрыли.

— А сначала-то сколько ору от нее было. – улыбнулся Иван. – Тоже сопротивлялась, топала ножкой, что программисты должны ошибки устранять, когда месяц закрывается. Но ничего, потом мы с ней раз сто поговорили, я показал, как это работает – и согласилась. Даже помогала.

— А новая, главбухша в смысле? – спросил Гена.

— Чего новая главбухша?

— Ну, может и с ней поговорить, она тоже проникнется.

— Проникнется, конечно. Через несколько месяцев. Со всеми новыми главбухами так – приходят, начинают свои дебильные порядки наводить, программистов через директора нагибать, карт-бланш себе требовать, на наведение порядка. А потом, когда пообвыкнутся, и перестанут трястись за свое место, выносить всем мозг и бурную деятельность имитировать… Тогда и начинают о деле думать, а не о карьерных своих амбициях. Так и с Валерией было, и с этой, как ее, до нее-то была… Игорян, как ее звали?

— Елена Витальевна вроде… Или Елена Викторовна.

— Елена Витальевна. Тоже пришла, давай орать, угрожать. Как она там говорила… Где-то даже сохранил цитату из переписки… Типа не связывайся со мной, ты меня не знаешь, тебе это боком выйдет… Как-то так.

— Пипец. – пробормотал Стас.

— Любимое слово твое? – улыбнулся Гена.

— Да нет, знаю я просто такое, видел уже.

— Да, Стас видел. Мы с ним, когда на птицефабрике работали, в такой же ситуации были. И закончилась она точно так же – поорали, побурлили, поругались, а потом, через несколько месяцев, нормально стали работать – и они, и мы.

— Так может надо просто потерпеть? – впервые подал голос Олег. – Раз точно известно, что это – на несколько месяцев.

— Надоело, Олегон, если честно. – ответил Иван. – Это процесс бесконечный. И не только главбухов касается. Он, конечно, циклический, процесс-то, волнообразный, как американские горки. И радости в нем, и печали есть, и достижения даже – ну, когда получается очередного заказчика в русло нормальной работы вернуть. Но потом все опять повторяется, с очередным дебилом, который решает, что отдел информационных технологий должен работать, как сервис, и пытается за счет нас себе политические баллы зарабатывать.

— Чего зарабатывать? – спросил Игорь.

— Баллы политические. Блин, Игорян, перед начальством, короче, выделываться. В одной и той же постановке. Мол, я – молодец. До меня был начальник – дебил. Автоматизацию сделал дебильную. А я знаю, как надо. Поэтому я заставлю программистов сделать так, как надо. Ну и начинается – проекты, никому не нужные, отнимающие кучу времени, и приводящие к одному результату – новым проектам. Если до этого не успели начальника выгнать, за косяки какие-то. А проекты служат оправданием, когда косяки случаются – вроде как вот, автоматизацию мне сделают, и тогда все будет хорошо, и не будет никто ошибаться, терять информацию, задачи и процессы. А когда проект завершается, оказывается, что не в автоматизации дело, просто начальник – дебил.

— Так это везде так. – сказал Олег. – Сколько лет работаю, почти всегда так.

— Ну, знаю я. – в задумчивости ответил Иван. – Но это не же оправдание?

— Что – не оправдание?

— Я не хочу жить так, продолжать работать так, только потому, что везде так. Понимаешь?

— Понимаю. — покивал головой Олег, и улыбнулся.

— Понимает он. – улыбнулся в ответ Иван. – Валенок ты сибирский.

— Не сибирский, а уральский. – засмеялся Олег.

— Да какая разница… Короче, вы как хотите, а я так не хочу. Надо что-то придумать.

— Мы с тобой! – с натянутой улыбкой поднялся со стула Игорь. – И в огонь, и в воду!

— Сиди давай, людям помогай, тех.поддержка… — улыбнулся Иван.

— «Кто людям помогаааааает, тот тратит время зря». — напел Игорь известную песню старухи Шапокляк.

— Вот, кстати. Новому директору не понравились эти слова, ты же их в статусе скайпа тех.поддержки написал? Убирай давай.

— Блин, такой лозунг хороший был для тех.поддержки. – скис Игорь.

— Знаю, что хороший, но убирай, от греха…

— Что делать-то будем? – спросил Гена, видя, что разговор близится к концу.

— Не знаю. Подумать надо. Сидите, работайте.