Идея для Инфостарта

Я очень хорошо отношусь к Инфостарту.

Когда был чистым программистом 1С, ценил ИС как тусовку коллег-единомышленников. Особенно после доклада в 2015 году, когда узнал, как много программистов 1С думают так же, как я, и хотят того же, чего хочу я.

Когда я вышел за рамки программирования 1С, и стал решать задачи бизнеса – разными способами, в том числе автоматизацией – стал относиться к Инфостарту еще лучше, потому что понял, какую пользу могут приносить программисты. Единомышленников после доклада в 2016 году поубавилось, произошел некий естественный отбор – остались только те, кому для самореализации мало писать код и запускать проекты. Тогда я решил, что программисты 1С могут спасти мир, и доносить это знание стоит именно через Инфостарт. Площадка отнеслась к моей затее с уважением (хотя никаких договоренностей, или даже обсуждений не было), что еще больше укрепило мое позитивное отношение к Инфостарту.

Наш неоговоренный симбиоз с Инфостартом был достаточно продуктивным – площадка получила за год 50 статей, в которых я рассказал примерно 10% того, что планировал. Сообщество реагировало по-разному, но итог замечательный – прирост моего рейтинга за год составил 3500, т.е. в среднем каждая статья получила +70, что, вроде, весьма неплохо. За год в топе я поднялся с хрен-знает-какого места на седьмое. На шестом стоит многоуважаемый support, но, Доржи, дико извиняюсь, но максимум через месяц на шестом буду я J.

Рейтинг – не цель, а один из способов измерения. Все же давно поняли, как я люблю цифры (видимо, сказывается специальность ВУЗовская – «Информационно-измерительная техника и технологии»). Рейтинг показал, что год прошел не зря – я опубликовал те самые 10% знаний, Инфостарт эти знания распространил. Надеюсь, на благо. Хотя нет, не надеюсь – знаю, потому что вопросы, отклики, просьбы помочь в решении задач поступают по другим каналам постоянно.

Мы хорошо поработали с Инфостартом за этот год, за что я очень благодарен. Но эта публикация – не дифирамбы.

Сейчас, когда я стал, скорее, бизнесменом, чем программистом 1С, или даже бизнес-программистом, я начал смотреть на Инфостарт по-другому – как на бизнес. Дружественный, в близкий по духу, интересный, но – бизнес.

Совершенно нормальна ситуация, когда программисты 1С, или любые другие, помогают друг другу в решении задач. Совершенно нормально, когда программисты 1С обмениваются идеями и решениями. Совершенно нормально, когда программисты 1С предлагают идеи по улучшению, например, типовых конфигураций. Собственно, в докладе 2015 года я занимался тем же самым – рассказал об идеях, которые может воплотить любой программист.

Если программисты дают друг другу идеи, почему бизнесмены не могут делать того же самого? Не идеи общего плана, которых полно в интернете, типа «купите батут, окупаемость 2 месяца», а нормальные, контекстные идеи, в которых учтена окружающая среда, текущее положение дел и тенденции рынков?

Вот и я решил написать идею для Инфостарта, как для бизнеса. Вообще, идей у меня несколько, но в данной публикации ограничусь одной. Не стал писать по секретным каналам в администрацию, потому что понимаю специфику бизнеса Инфостарта – сильную привязанность к Сообществу. Мнение Сообщества важно, нужно и полезно. Поэтому, Сообщество, читайте и высказывайте мнение – идея, в том числе, и для вас. Надеюсь, она обладает правильной синергией, и поможет: как в самореализации, так и в увеличении доходов – как Инфостарту, так и Сообществу.

Ну, погнали, не спеша.

Воспроизводимость решений и контекста

Главное отличие задач, решаемых программистами 1С, от того, что стряпают остальные программистов – высокая степень воспроизводимости решений и контекста. Примеров – миллионы.

Первый уровень воспроизводимости – конфигурация и платформа. Например, фрилансер, получая задачу, всегда знает, в какой конфигурации и на какой платформе его решение будет работать. В большинстве случаев ему не нужна ни база клиента, ни его конфигурация – достаточно знать, что это, например, УПП 1.3 или БП 3.0. Контекст, среда исполнения решения воспроизводимы почти на 100 %.

Соответственно, программист 1С быстро и без особых усилий контекст воспроизводит. Действует и обратная зависимость – если решение работает на типовой УПП 1.3, то оно взлетит у любого клиента, который использует типовую или правильно доработанную УПП 1.3.

В разработке на других платформах такой воспроизводимости и близко нет. Программисты, типа вебщиков, гордятся зоопарком платформ и технологий, которые применяют, многозначительно называя их «стеком».

Вопроизводимость задач

Второе важное отличие – воспроизводимость задач. Большинство задач, которые нужно решить клиенту, уже решал кто-то из программистов 1С, и этих «кто-то» очень много.

Если вы давно работаете программистом 1С, то, наверняка, с воспроизводимостью задач сталкивались, и не один раз. Я сталкиваюсь постоянно, на протяжении всей своей 13-летней практики.

Сложная отторгаемость

Отторгаемость решений – не самая сильная сторона платформы 1С. Можно оторвать обработку, отчет, правила обмена, конфигурацию, теперь еще и расширения.

Низкая отторгаемость приводит к ограничениям в модели работы Инфостарта. Если сделал внешнюю обработку или печатную форму – хорошо, можно оформить, выложить и попробовать на ней заработать.

А если твое решение – доработка типового документа? Или общего модуля? Правила Инфостарта, по понятным причинам, не дают выложить в качестве решения конфигурацию с твоими доработками, или даже выделенный в отдельную конфигурацию документ или общий модуль, т.к. там содержится код 1С.

Сейчас, теоретически, можно выделить с помощью расширения. Но устроены расширения (по крайней мере сейчас) не очень хорошо – вам придется постараться, переформатировав свои доработки под правила работы расширений. Выделить процедуры и функции, инструкциями препроцессора обозначить их отношения с типовыми процедурами и функциями. Ну и следить за изменениями типовых модулей.

К тому же, делать на каждое решение расширение – нереально. Если у вас большое, комплексное решение, то еще можно вложиться. Но если вам надо отторгнуть несколько не связанных друг с другом доработок разных типовых документом, то возиться с расширениями – себе дороже.

В итоге что происходит? Решения, которые сложно отторгнуть, никто не выкладывает. Лишая, тем самым, и себя, и Инфостарт, и клиентов значительного по объему потока решений.

Клиент, допустим, знает, что его задача по доработке типовой конфигурации – не уникальна. Но найти решение своей задачи в каталоге Инфостарта он не может, потому что его там нет.

Что остается клиенту? Кроме собственных программистов и франчей, которые решат его задачу за большие деньги с нуля, остаются тендеры на Инфостарте.

Тендеры

Создание раздела «Тендеры» – отличная идея, но для заказчика это – черный ящик, потому что он ничего не знает об исполнителях и решениях, которые они могут изготовить.

Заказчик не знает, способен ли исполнитель решить задачу. Так же он не знает, адекватна ли оценка стоимости, которую выставил программист. Выбирать можно только по рейтингу исполнителей и самой низкой цене (привет, госзакупки). Конечно, это – хоть какая-то информация, но все-таки, по большей части, вилами на воде.

Если заказчик хочет больше узнать об исполнителе, что он может сделать? Посмотреть решения, которые тот публиковал и тендеры, которые он сделал. Это уже что-то, но там нет главного для заказчика – справится ли исполнитель с его, заказчика, задачей? Решал ли он такую задачу раньше? Или подобные задачи?

Если исполнитель решал такую задачу в других тендерах – отлично, заказчику повезло. Но, во-первых, как заказчик это увидит? Если будет раздел с решенными тендерами, еще куда ни шло (сейчас такую информацию не видно). Там, вроде, будут оценки – исполнитель оценит заказчика, заказчик оценит исполнителя. Но там не будет главного – решения, которое реализовано в рамках тендера.

Отторгать решение, созданное в рамках тендера, исполнитель тоже не будет. И по причинам, описанным выше (сложность), и по соображениям интеллектуальной собственности.

Получается, несчастный заказчик, который знает – его задачу уже решали десятки раз – вынужден будет играть в рулетку.

Сервис решенных задач

Собственно, сама идея. Дать возможность программистам публиковать описания решенных задач.

Без отторжения и публикации самого решения, а только его описание. С картинками, текстом, видео. С правильным классификатором – по конфигурациям, платформам, метаданным, чтобы заказчик мог без затруднений найти то, зачем пришел – решение его задачи, которое уже кто-то делал.

Разумеется, там должна быть возможность указать стоимость и срок, за который исполнитель может это решение воспроизвести. Это, похоже, главное слово в статье – воспроизвести. По понятным причинам у программиста может не быть исходного кода под рукой, или даже в обозримом доступе. Но главное никто не отнимет – воспроизводимый опыт решения этой задачи.

Сделал когда-то задачу за, условно, 10 тысяч рублей, а воспроизвести готов за 3 тысячи рублей. В том же виде, в том же контексте (конфигурация, платформа), «будет прям как на картинке».

Программисту – дополнительный заработок, весьма неплохой. Причем, близкий к понятию «халява» - думать-то особо не надо. Заодно, воспроизводя решение, можно его еще и улучшить.

Заказчику – просто кайф. Во-первых, видит решение до покупки. Особенно хорошо, если есть демобаза или видео работы решения, снятое с экрана и приложенное к публикации. Во-вторых, он платит меньше, чем за разработку с нуля. В-третьих, видя решение заранее, он может предметно обсуждать отличия, которые нужны ему, типа «отлично, все почти так, как надо, только вот тут еще два поля добавить и ползунок». Ок, говорит программист, только не 3, а 4 т.р. Все равно дешевле, чем 10 т.р.

Осталось понять, что тут Инфостарту. Вмешиваться в процесс и брать процент вряд ли возможно – все равно найдут способ и договорятся на стороне. Если заказчик и исполнитель будут оформляться на стороне, то будет очень плохо – не останется следов, не будет отзывов от исполнителя и заказчика, не будет отметки на решении «воспроизведено 3 раза». Будет просто скучный справочник, который является поводом связаться с исполнителем по личным каналам.

Интереснее продавать подписку, или точнее – право исполнителям публиковаться в сервисе решенных задач. Здесь уже намного проще отслеживать – все публикации проходят модерацию. Конечно, найдутся программисты, которые будут публиковать свои решенные задачи в виде статей, но такие решения не попадут в сервис, по ним не будет работать удобный поиск, там не будет индекса воспроизведения, отзывов заказчика и т.д.

Право публиковаться не должно стоить дорого. Ну и, разумеется, в течение длительного промежутка времени оно должно быть бесплатным – чтобы оценить работоспособность идеи. Пусть программисты бесплатно публикуют решения, Инфостарт раскрутит новый сервис, и, если попрет, начнет брать с программистов небольшую сумму в месяц.

Рублей 50, или 100 – тут уж не мне судить. Или, еще лучше – рублей 10-20 за каждое опубликованное решение в месяц. Тогда программист может очень точно управлять своим «портфелем». Выложил решение, подержал 3 месяца, потратил на это 30-60 рублей, не пошло – снял с публикации.

Или несколько тарифов сделать. Кто-то захочет выложить 3 решения, ему проще платить поштучно – 30-60 рублей в месяц, вроде, несложно пережить. Кто-то захочет серьезно зарабатывать на этом сервисе, опубликует 200 решений, и каждую неделю будет добавлять 2-3 новых – ему выгоднее взять абонемент, даже если он будет стоить 500 или 1000 рублей.

Осуществлять расчеты в рублях или sm – виднее Инфостарту, я не знаю внутренней бизнес-математики.

Разумеется, у программиста должна быть возможность в любой момент прекратить свое участие в сервисе. Мало ли, уехал человек в отпуск и не собирается там на письма отвечать – выключил, и не платит за две недели.

Резюме

На уникальность и гениальность идеи не претендую. Она, скорее, относится к разряду «небольшое улучшение текущей деятельности». Но, теоретически, может дать неплохую прибавку к доходу.

К тому же, наличие сервиса решенных задач будет привлекать дополнительный трафик клиентов (Инфостарт же не только для программистов). А дополнительный трафик – это хорошо для Инфостарта, как и для любой другой интернет-площадки. Воронка продаж ведь везде работает.

Тогда лозунг «Инфостарт: Если не нашли у нас – нет нигде» станет еще более честным.

Разумеется, публикуя эту статью, я ни на что не претендую – ни на вознаграждение, ни на похвалу, ни даже на рассмотрение. Просто искреннее, честное, дружеское участие и желание сделать мир лучше. Ну и тренировка мозга.