Гибкий суррогат

Мы рассуждали о суррогатах и причинах их появления. Смотрели на примеры из внедрения информационных систем, которые очень быстро превращаются в обузу, не приносящую никакой пользы бизнесу.

Сегодня посмотрим на не так сильно распространенный, но более близкий к нам, программистам и разным ИТшникам, пример.

Конкретно вам НЕ стоит читать дальше, если вы МОЖЕТЕ в течение 5 минут ответить на вопрос: насколько изменилась скорость, или эффективность вашей работы за последние полгода?

Если вы ответили на этот вопрос цифрой, и цифра эта не равна нулю, то публикация не для вас.

Для 1Сников вместо нуля может быть Неопределено, для js'ников — undefined.

Нетрудно догадаться по названию, что речь о гибких методах управления проектами, т.е. agile, и, в частности, о конкретном фреймворке — scrum.

Напомню в двух словах, кто такой суррогат:

Этот хлам и есть суррогат. Отсюда и соответствующее отношение, к продуктам 1С в частности, и к дядям из франчайзи особенно.

Если вы – дядя из франчайзи – самое время надуть щеки и уйти восвояси. Здесь программисты разговаривают.

Цель

Так вот, со скрамом получилось ровно также. Кто знает цель внедрения скрама? Вот прямо сейчас можете назвать? Не залезая в интернет.

Прозрачность? Командная работа? Регулярные встречи с заказчиком? Короткие циклы разработки? Ежедневные митинги?

Все мимо. Звучит, как фразы из рекламных буклетов 1С. Помните? Прозрачность учета, единое информационное пространство, аналитические отчеты, сквозное прослеживание, бла-бла-бла.

Все это — атрибуты цели, или средства ее достижения, или просто – средства решения мелких задач, или вообще побочные продукты.

Цель у скрама одна. Записываем определение: цель скрама — ускорение достижения результата.

Все, больше ничего.

Кто-то возмутится: да как же, а гибкость? Ведь скрам, в отличие от водопада, работает короткими циклами, а значит, при выборе ошибочного пути мы быстро опомнимся. И у нас будет fail fast.

Ну, сами и ответили на свой вопрос. Fail fast — он зачем? Да там 4 буквы из 8 кричат об этом: fast. Быстро. Быстрее. Ускорение. Ускорение достижения цели.

Потому что цель скрама — ускорение достижения результата.

Уже давно баян, но вдруг кто не знает. У нас, в России, когда переводили название книги Сазерленда, допустили роковую ошибку. В оригинале книга называется «art of doing twice the work in half the time», проще говоря – как делать работу в четыре раза быстрее. А у нас назвали «Революционный метод управления проектами».

Видите разницу?

Книга написана про ускорение работы в 4 раза. Видя такое название, человек садится читать, чтобы узнать, как ускорить работу в 4 раза.

А видя наше название, человек садится читать про некий метод управления проектами. Пусть и революционный, но метод. Процесс. И все внимание концентрируется на процессе.

Не думает человек «зачем», думает лишь «как». Как что делать, как стикеры вешать на доску, сколько митинг должен длиться, кто свинья, а кто курица.

Не задает он любимого вопроса индейцев языковой группы «нахуа». Так любили этот вопрос индейцы, что языковую группу в его честь назвали.

Разница в понимании целей

В суррогатах я говорил, что бизнес то-то любит, а того-то не любит, вот книжки любит, потому что там оригинал и бизнес его понимает.

Я в жизни несколько раз убеждался, что бизнес-то как раз понимает, чего хочет.

Конкретно скрам. Ту же самую книгу Сазерленда читали знакомые. Один — собственник бизнеса, другой — генеральный директор бизнеса.

Потом позвали меня, и задали один и тот же вопрос: насколько ты ускорил работу, применяя скрам?

Раздали они книгу своим топ-менеджерам и ключевым сотрудникам, это в сумме десятки человек. Я потом почти с каждым разговаривал, на тему применения скрама в конкретной предметной области.

Сколько из них хотя бы упомянули, что цель скрама — ускорение достижения результата? Ноль.

Фишки, плюшки, приколюхи, «круто, он банкоматы проектировал», действия по процессу — всю шелуху, так или иначе заметили. А цель — нет.

Так появились в офисе пробковые доски, на которые красивыми кнопками крепили стикеры. Стикеры, которые не переезжали слева направо, а просто красиво висели.

Программисты, считая себя умнее всех, книги не читают вообще. Есть же описание фреймворка! Мануал! Что мне муть эта словоблудная, патока сахарная, я ж не манагер. Прочитаю алгоритм, что делать надо, и все пойму, будет у нас скрам.

Что в итоге? Суррогат!

Бессмысленный процесс, не приводящий ни к чему. Так, прикольно, но не более того. Один процесс из жизни напоминает… Забыл название… Каждый точит, как хочет?

Как не терять Цель?

Скрам в этом смысле – уникальный фреймворк. Контроль цели заложен в платформу. Единственное, что надо делать – не забывать о ней, о цели.

Измерения, их важность, их простота и изящность, красной нитью проходят через всю книгу. Измерениями пропитан весь скрам, на измерениях держится работа скрам-мастера, измерения дают понять, близок конец проекта или нет.

Не надейтесь обойтись без измерений. Многие думают, что памяти человеческой хватит – я же помню, кто как работал, какие у меня провалы в эффективности были, где я тупил на отладке, когда ошибку не мог победить.

Не хватит памяти. На неделю хватит, на две, максимум на месяц. А скрам – это про годы, если не про всю жизнь. И не только про программистскую.

Просто делайте это – измеряйте. Что бы вам там ни казалось, какой вы великий гений управления командами, какая сложная / простая / интересная / необычная / провальная была неделя – измеряйте.

Это такая уловка мозга хитрая срабатывает, типа «у меня сегодня был неудачный день, я не могу собраться, пойду потуплю в интернете, а вот завтра уж!», или наоборот – «вау! Сегодня такой день! Я такую штуку сделал! Нахрен эти измерения, сегодня обойдусь! Завтра! Все завтра!».

Пока вы не измеряете, вы во тьме, и скрама нет.

Вы никогда не узнаете, ускорились вы, или замедлились, пока вы не измеряете. Измерения – это базовая система координат скрама, которую нельзя выключать.

Как в навигаторе. По спутнику, или по окружающим сетям, но навигатор должен знать, где находится. Потому что иначе не определит, как далеко от цели, и куда надо двигаться.

Скрам вообще очень похож на навигатор. Можно сказать, что навигатор – это хороший прототип скрама.

Цель навигатора известна, ясна и записана в виде цифр – координат пункта назначения. Цель неизменна. Изменению подлежит лишь путь к цели, т.к. он зависит от факторов – пробок, решений водителя, и т.д.

Навигатор постоянно измеряет. Постоянно – в смысле дискретно, с определенной частотой обращаясь к источнику координат. Вы можете управлять этой частотой, включая и выключая, например, систему геопозиционирования в смартфоне. Это будет размер спринта.

Включили, посмотрел навигатор, где цель, и сказал вам – едем туда, 2 км. Вы – ок, выключили позиционирование, едете 2 км, включаете обратно. Навигатор опять смотрит – ок, почти то, что надо, на 200 метров проскочили, щас маршрут перестрою. Это – работа владельца продукта, определять задачи, максимально приближающие к цели, на ближайший спринт.

Система координат скрама – просто шикарна. В одних и тех же единицах известно:

Представьте, было бы что-то подобное во внедрении информационных систем типа 1С? Что было бы с суррогатами?

Позвал собственник франча, говорит – хочу затраты сократить, внедрив 1С.

Ему, по классическому суррогатному пути, ТЗ написали, задачи, этапы. Внедрять начали. С актами пришли.

Он спрашивает: затраты сократили? Нет, говорят, увеличили. Ну идите, сокращайте.

Приходят опять – автоматизировали расчет себестоимости! Ура, отвечает собственник. А затраты сократили? Нет. Чего приперлись тогда? Себестоимость автоматизировали. Зачем? Главбух сказал. А деньги кто платит? Вы. А я чего сделать просил? Затраты сократить. А вы чего сделали? Себестоимость автоматизировали. Чувствуете, что не так что-то? Чувствуем. Ну вот, с чувством, с толком, с расстановкой, затраты сокращать.

И т.д., пока лимит на дебиторскую задолженность не иссякнет.

Нахуа?

Вы, так или иначе, система. Из одного человека, или из нескольких. Вы производите продукт. Раз вы производите, у вас есть производительность – единицы продукта в единицу времени.

Производительность – неотъемлемое свойство системы. Одна из базовых характеристик, наравне со стоимостью – вы ведь, как система, стоите определенных денег, рублей или долларов в единицу времени.

Ваши знания, ваш опыт, ваш гитхаб – это прекрасно. Но это не характеристика системы в действии, в рантайме.

Ваши знания, написанные в резюме или разделе «наш опыт» на сайте – это объем занятого пространства жесткого диска. Ваша производительность – это комплексная характеристика процессора, ОЗУ, шины данных и т.д.

Без понимания скорости вы – просто дисковый накопитель. Красивый, может даже изящный, но бесполезный в реальном применении.

Тысячи людей в этом мире могут сказать – «я знаю javascript на профессиональном уровне». О чем это говорит? Ни о чем. Как диплом о высшем образовании.

Только скорость достижения цели имеет значение. Потому что это цель – для тех, кто платит вам деньги. Ваша производительность, ваша способность решить проблемы за отведенное время.

Но скорость – это снапшот, определенный уровень в конкретный момент времени. Для вас, как программиста, важна не скорость, а ускорение, производная скорости. В институте говорили, что ускорение – это скорость изменения скорости.

Ускорение – это ваша способность к развитию, улучшению и адаптации.

И это – главная цель скрама. Если вы используете скрам для чего-то другого, то вы работаете в суррогате.

Scrum is dead

Все, что я говорю про scrum, было понятно и актуально еще несколько лет назад. Оттого и вызвала методика такой ажиотаж, вышла за пределы ИТ, привлекла внимание серьезных ребят, занимающихся менеджментом. Кто ж откажется ускорить работу в 4 раза?

Но потом произошло непоправимое - создатели скрама, не сумев продать философию, суть, подход, создали фреймворк. Вы, наверное, про него слышали - scrum guide. Этот фреймворк убил суть скрама и agile, потому что методику непрерывного улучшения превратили в продукт.

Кен Швайбер, один из создателей скрама, сказал так: "This journey has been shaped by two opposing forces: the desire to do the right thing, and the desire to make money", в убогом переводе это звучит как "Это путешествие было сформировано двумя противоборствующими силами: желанием поступать правильно и желанием зарабатывать деньги".

Желание зарабатывать деньги победило, и скрам умер. Скрам умер! Нет больше скрама! То, что сейчас продается под брендом "scrum guide" - убогий, скучный, бесполезный суррогат, не дающий ничего полезного тем, кто его применяет. Профит получают только торговцы суррогатом.

Так что успевайте. Еще немного, и поздно будет - вам будет не с кем поговорить об ускорении работы в 4 раза. Только о суррогатной декомпозиции философии скрама в виде убогого фреймворка.