Angular with typescript tutorial

Основы TypeScript, необходимые для разработки Angular-приложений

TypeScript — это надмножество JavaScript, то есть, любой код на JS является правильным с точки зрения TypeScript. Однако, TypeScript обладает некоторыми дополнительными возможностями, которые не входят в JavaScript. Среди них — строгая типизация (то есть, указание типа переменной при её объявлении, что позволяет сделать поведение кода более предсказуемым и упростить отладку), механизмы объектно-ориентированного программирования и многое другое. Браузеры не поддерживают TypeScript напрямую, поэтому код на TS надо транспилировать в JavaScript.

image

TypeScript применяется для разработки веб-приложений с использованием популярного фреймворка Angular. В этом материале мы рассмотрим основы TypeScript, необходимые для того, чтобы приступить к освоению Angular и к работе с ним.

Предварительная подготовка

Прежде чем пользоваться TypeScript, его надо установить:

sudo npm install -g typescript

Теперь можно переходить к изучению возможностей языка. Откройте текстовый редактор и создайте новый файл. Поместите в него следующий код:

function log(message) < console log(message); >let message = 'Hello Typescript'; log(message); 

Сохраните его как main.ts и, перейдя в терминале туда, где его сохранили, выполните следующую команду:

Данная команда создаёт новый файл, main.js , который является транспилированной JS-версией файла main.ts . Этот файл можно, например, выполнить с помощью Node.js:

Обратите внимание на то, что вам не нужно выполнять команду tsc при сборке Angular-приложения, так как инструмент ng serve подготовит код к выполнению автоматически.

Читайте также:  Interface with default method java

Типы данных в TypeScript

TypeScript поддерживает различные типы данных. Среди них можно отметить следующие:

let a: number //например: 1, 2, 3 let b: boolean //например: true, false let c: string //например: "abel agoi" let d: any //такая переменная может содержать значения любых других типов let e: number[] //числовой массив, например: [1, 3, 54] let f: any[] //массив значений любых типов, например: [1, "abel agoi", true]

Обратите внимание на то, что TypeScript поддерживает ещё один тип, enum , о нём вы можете почитать самостоятельно.

Стрелочные функции

В JavaScript функции объявляют так:

let log = function (message)

В TypeScript того же эффекта можно добиться с помощью стрелочных функций, при объявлении которых используется последовательность символов => . Вот как это выглядит:

let log = (message) => < //тут мы просто убираем слово function console.dir(message); >//это можно сократить, приведя к следующему виду let log = (message) => console.dir(message); //а если функции передаётся всего один параметр, можно записать её ещё короче let log = message => console.dir(message); //однако, такой код плохо читается

Интерфейсы

Не рекомендуется писать функции, которым надо передавать очень много параметров. Например, это может выглядеть так:

let myFunction = ( a: number, b: number, c: string, d: any, e: number[], f: any[] ) =>

Избежать таких конструкций можно, включив параметры в объект и передав функции единственный объект. Тут нам помогут интерфейсы. Этот механизм есть в TypeScript:

interface MyParameters < a: number, b: number, c: string, d: any, e: number[], f: any[] . . >let myFunction = (myParameters: MyParameters)

Классы

Стоит выработать у себя привычку группировать связанные переменные (свойства) и функции (методы) в единую конструкцию, которая в программировании называется классом. Для того, чтобы опробовать это на практике, создайте файл myPoints.ts и поместите в него следующий код:

class MyPoint < x: number; y: string; draw() < //обратите внимание на то, что со свойством x мы работаем через this console.log("X is: " + this.x); console.log("X is: " + this.y); >getDistanceBtw(another: AnotherPoint) < //посчитать и вернуть расстояние >>

Доступ к свойствам и методам классов

Мы сгруппировали связанные переменные и методы в единый класс. Теперь надо разобраться с тем, как с ними работать. Для этого нужно создать экземпляр класса:

let myPoint = new MyPoint() //MyPoint - это имя класса myPoint.x = 2; //устанавливаем свойство x myPoint.y = "a"; //устанавливаем свойство y myPoint.draw(); //вызываем метод draw

Файл myPoints.ts можно транспилировать и запустить то, что получилось:

tsc myPoint.ts | node myPoint.js

Обратите внимание на то, что прежде чем назначать свойствам класса значения, нужно создать его экземпляр. А есть ли способ задания значений свойств в ходе создания экземпляра класса? Такой способ есть и существует он благодаря конструкторам.

Конструкторы

Конструктор — это метод, который вызывается автоматически при создании экземпляров класса. Конструктор позволяет задавать значения свойств. Вот пример работы с экземпляром класса, в котором возможности конструкторов не применяются:

let myPoint = new MyPoint() myPoint.x = 2; myPoint.y = "a";

То же самое, с использованием конструктора, можно переписать так:

let myPoint = new MyPoint(2, "a");

Однако, для того, чтобы вышеприведённый пример заработал, понадобится внести изменения в класс, задав его конструктор:

class MyPoint < x: number; y: string; constructor (x: number, y: string) < this.x = x; this.y = y; >draw() < //обратите внимание на то, что со свойством x мы работаем через this console.log("X is: " + this.x); console.log("X is: " + this.y); >getDistanceBtw(another: AnotherPoint) < //посчитать и вернуть расстояние >>

Необязательные параметры в конструкторе

Что если мы решили использовать конструктор, но хотим, чтобы явное задание параметров при создании экземпляров класса было бы необязательно? Это возможно. Для этого надо использовать знак вопроса ( ? ) в конструкторе. Этот знак позволяет определять параметры, которые, при создании экземпляра класса, задавать необязательно:

class MyPoint < x: number; y: string; constructor (x?: number, y?: string) < //обратите внимание на "?" перед ":" this.x = x; this.y = y; >draw() < //обратите внимание на то, что со свойством x мы работаем через this console.log("X is: " + this.x); console.log("X is: " + this.y); >getDistanceBtw(another: AnotherPoint) < //посчитать и вернуть расстояние >> //Этот код нормально отработает при создании экземпляра myPointA класса MyPoint let myPointA = new MyPoint() myPoint.x = 2; myPoint.y = "a"; myPoint.draw(); //Этот код нормально отработает при создании экземпляра myPointB класса MyPoint let myPointB = new MyPoint(2, "b"); myPointB.draw(); //Этот код нормально отработает при создании экземпляра myPointС класса MyPoint let myPointC = new MyPoint(2); //обратите внимание на то, что значение Y мы тут не передаём myPointC.draw();

Модификаторы доступа

Модификатор доступа — это ключевое слово, которое используется со свойством или членом класса для управления доступом к нему извне. В TypeScript есть три модификатора доступа: public , protected и private . По умолчанию все члены класса общедоступны — это аналогично использованию с ними модификатора доступа public , то есть, читать и модифицировать их можно извне. Использование модификатора доступа private позволяет запретить внешним механизмам работу с членами класса. Например, здесь мы использовали данный модификатор со свойствами x и y :

class MyPoint < . private x: number; private y: string; //модификаторы доступа можно устанавливать и для методов public draw() < //нарисовать что-нибудь >. > let myPoint = new MyPoint(); myPoint.x = 3;

Попытка использовать конструкцию myPoint.x при работе с экземпляром класса приведёт к ошибке, так как свойство объявлено с модификатором доступа private .

Вспомогательные средства конструкторов

Выше мы добавляли конструктор к нашему классу следующим образом:

private x: number; public y: string; constructor (x: number, y: string)

TypeScript позволяет записать то же самое в сокращённой форме:

constructor (private x: number, public y: string) <>

Всё остальное будет сделано автоматически (готов поспорить, вы часто будете с этим встречаться в Angular-приложениях). То есть, нам не нужен следующий код:

private x: number; public y: string; и this.x = x; this.y = y;

Геттеры и сеттеры

Предположим, что сейчас класс MyPoint выглядит так:

class MyPoint < constructor (private x?: number, private y?: string) <>draw() < //нарисовать что-нибудь >drawAnotherThing() < //нарисовать ещё что-нибудь >>

Мы совершенно точно знаем, что не сможем работать со свойствами x и y за пределами экземпляра класса MyPoint , так как они объявлены с использованием модификатора доступа private . Если же нужно как-то на них влиять или читать их значения извне, нам понадобится использовать геттеры (для чтения свойств) и сеттеры (для их модификации). Вот как это выглядит:

class MyPoint < constructor (private x?: number, private y?: string) <>getX() < //возвращает X return this.x; >setX(value) < //записывает в X переданное методу значение this.x = value; >> //так как установить x напрямую нельзя, после инициализации экземпляра класса myPoint //мы использует сеттер setX() для установки значения X let myPoint = new MyPoint(); myPoint.setX = 4; console.log( myPoint.getX() ); //будет выведено 4;

Механизм сеттеров и геттеров позволяет задавать ограничения, применяемые при установке или чтении свойств класса.

Вспомогательные механизмы для работы с сеттерами и геттерами

Вместо того, чтобы использовать конструкцию вида myPoint.setX() для того, чтобы установить значение x , что если можно было бы поступить примерно так:

myPoint.X = 4; //работа с X так, как будто это свойство, хотя на самом деле это сеттер

Для того, чтобы подобный механизм заработал, при объявлении геттеров и сеттеров нужно поставить перед именем функций ключевые слова get и set , то есть, сравнивая это с предыдущими примерами, отделить эти слова пробелом от следующего за ними имени функции:

class MyPoint < constructor (private x?: number, private y?: string) <>get X() < //обратите внимание на пробел перед X return this.x; >set X(value) < //обратите внимание на пробел перед Y this.x = value; >>

Кроме того, общепринятой практикой является использование знаков подчёркивания в начале имён свойств ( _ ):

class MyPoint < constructor (private _x?: number, private _y?: string) <>get x() < //обратите внимание на пробел перед X return this._x; >set x(value) < //обратите внимание на пробел перед Y this._x = value; >>

Модули

Когда вы приступите к созданию реальных приложений, вы обнаружите, что в них понадобится далеко не один класс. Поэтому хорошо бы найти средство, позволяющее создавать классы так, чтобы их можно было использовать в других файлах, и в классах, объявленных в этих файлах, то есть, нам нужны инструменты написания модульного кода. Такие инструменты уже имеются в TypeScript. Для того, чтобы их рассмотреть, приведём код в файле myPoint.ts к такому виду:

export class MyPoint < //обратите внимание на новое ключевое слово export constructor (private _x?: number, private _y?: string) <>get x() < return this._x; >set x(value) < //обратите внимание на пробел перед x this._x = value; >draw() < //нарисуем что-нибудь >>

Благодаря ключевому слову export класс, описанный в файле MyPoint.ts , можно сделать видимым в других файлах, импортировав его в них с использованием ключевого слова import .

Для того, чтобы, например, пользоваться классом MyPoint в файле main.ts , его надо импортировать:

import < MyPoint >from './myPoint'; class Main

image

Обратите внимание на то, что файлы main.ts и myPoint.ts находятся в одной и той же директории.

Итоги

В этом материале мы рассмотрели основы TypeScript, которые необходимы для того, чтобы начать писать приложения на Angular. Теперь вы сможете понять устройство Angular-кода, а значит, у вас, кроме прочего, появится возможность эффективно осваивать руководства, которые посвящены этому фреймворку и предполагают знание TS.

Уважаемые читатели! Если вы хорошо разбираетесь в Angular — просим рассказать новичкам о том, как вы его изучали, и посоветовать хорошие учебные материалы по нему.

Источник

Оцените статью