20. Структура программы. Переменные, основные операторы языка программирования.
Каждая программа на языке программирования высокого уровня должна быть оформлена в соответствии с правилами этого языка.
В алгоритмическом языке структура программы имеет следующий вид:
- — идентификатор, однозначно определяющий программу;
- — список величин, которые обрабатываются программой;
- — список величин, которые передаются в программу для обработки;
- — список величин, которые вычисляются программой;
- — конечная последовательность операторов, реализующих исходный алгоритм и составляющих тело программы.
— уникальный числовой идентификатор каждой строки, позволяющий операторам перехода изменять ход выполнения операторов.
— раздел, в котором описываются модули, используемые программой, константы, переменные, которые используются в программе, описываются пользовательские типы данных, используемые подпрограммы.
21. Условные операторы и операторы цикла.
Условный оператор применяется для реализации разветвляющегося алгоритма. В зависимости от значения логической величины, которая может являться результатом операции отношения» выполняется или один или другой оператор (или выполняется переход к той или иной метке в программе).
Сокращенная форма: если то
Полная форма: IF THEN ELSE
Сокращенная форма: IF THEN
в алгоритмическом языке и Паскале может быть как простым, так и составным. Составной оператор — это набор простых операторов, ограниченный командами «нс» и «кс» в алгоритмическом языке и begin … end — в Паскале.
Разновидностью условного оператора является оператор выбора. Оператор выбора выполняет один из операторов в зависимости от различных значений анализируемой величины:
Циклом называется последовательность операторов, которая выполняется несколько раз, пока выполняется (или ие выполняется) определенное условие или заранее заданное количество раз. Выполняемая в цикле последовательность операторов называется телом цикла. Каждое прохождение цикла называется итерацией.
В цикле с предусловием перед началом выполнения каждой итерации проверяется условие. Если оно истинно, то тело цикла выполняется, если ложно — выполнение цикла прерывается и начинают выполняться операторы, расположенные за телом цикла.
В Бейсике циклы реализуются с помощью условного оператора и оператора безусловного перехода.
В цикле с послеусловием после каждой итерации проверяется условие, и в случае истинности выполнение цикла прерывается, иначе выполнение тела цикла повторяется. Вид оператора цикла с послеусловием:
Цикл со счетчиком используется тогда, когда заранее известно, сколько раз должно быть выполнено тело цикла. В цикле со счетчиком используется переменная — счетчик — которая изменяется в заданном диапазоне.